Заметки бывалого вокалиста
Автор: Нина Семенова
ЧАСТЬ 1. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ: ПЕДАГОГ ИЛИ ВОКАЛИСТ? СЛУШАТЕЛЬ …
Поговорим сегодня о предназначении нашей педагогической работы.
Да-да!
У каждого человека есть своё предназначение. И только те люди, у кого оно лежит в области педагогики, ярко его реализуют, порой и не в области самого преподавания, но становятся УЧИТЕЛЯМИ жизни, профессии, искусства быть собой, ну, и в рамках любого "искусства быть" создают свою философию...
Так вот и вокал - именно такая область применения для таких людей с подобным призванием.
Но это не инструмент, который можно подержать в руках, осязать, обонять, видеть и скопировать перед зеркалом.
Почему?
Вокал - дело слишком тонкое и неявное. Если ты можешь доверять своему Учителю, если ты готов пройти через Рубикон и найти свой Голос, ты станешь ближе к своей цели на целую тысячу километров.
Но вокальная учеба это порой шажки, топтание на месте, а порой космос в прямом смысле этого слова... Главное в этом деле доверие и ТОЛЬКО ТВОЙ ПЕДАГОГ. Он может быть лучшим на свете, но может быть НЕ ТВОИМ по духу и букве)))).
Если у Вас есть вопросы, а они есть, мы разберем этот путь: от желания до возможности быть певцом (я бы сказала, ВОКАЛЬНЫМ ПРОДУКТОМ). Почему именно в этом ракурсе? Это реальное положение вещей. Это часть музыкальной отрасли, у нее есть свои законы, а законы требуют разъяснения, особенно законы «неявные», скрытые.
Сегодня я опишу весь наш путь рассуждений, и Вы увидите, из чего он состоит... А еще по каждому из них мы пройдемся бегло, и разложим все по полочкам...
ЧАСТЬ 2. СТАТЬ ПЕВЦОМ? ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ПРОЩЕ...
Итак:
Чтобы стать певцом, нужно обладать вокальным Голосом.
Голосом обладают все. Но использовать по назначению и со всем красочными характеристиками могут только уверенные в себе и в нём люди!
Почему, скажете вы? Да потому, что Вы и сами замечали, наверное, что:
- понервничал,
- не знал, как сказать,
- испытал предательство,
-горе,
-слезы,
-тебя встретила тяжелая болезнь
- ты выбит из колеи,
- радовался вместе со всеми болельщиками стадиона на ЧМ 2018,
а голос становился то сиплым, то надтреснутым, хотелось молчать, не то, чтобы петь, а окружающие тебя не узнавали по голосу, да и весело говорить было по телефону, друзья принимали за других людей или родителей)))?
Все эти примеры ведут очень часто к психосоматическим проявлениям ПОТЕРИ ГОЛОСА или временной потере голоса для любого человека, а для вокалиста - к потере работы и т.п., долгим травмам голосовых складок.
А, как мы понимаем, у вокалиста его голосовой аппарат (голосовые складки, гортань, диафрагма, резонаторы) являются тренированными инструментами для его профессиональной работы.
Наше тело это кости и мышцы, связки и хрящи. От них зависит техника и технология. Это основа...
Вот и ответ напрашивается: нужно быть тренированным, здоровым и психологически независимым, или сознательно стремиться к этому.
Голос вокальный - это обладание возможностью легко управлять в любой ситуации своим голосовым и дыхательным аппаратом, владеть техниками и стилями вокализации, быть актером и музыкантом, а главное иметь, ЧТО СКАЗАТЬ ТЕМ, кому собираешься что-то выразить посредством своего голоса. То есть спеть о том, что тебя тревожит или радует, но в форме песен в эстрадном, джазовом или рок ключе, в оперных или музыкальных арий, исполняемых с балкона твоей квартиры или с экрана ТВ, но...
С Таким овладением своим Голосом, чтобы он был передатчиком чувств и эмоций, знаний и философских понятий, нес надежду и веру, любовь и страсть, чтобы тебя могли понимать миллионы людей, могли за тобой идти и верить в твои чувства и слова. А еще быть неутомимым и выдерживать перелеты во время тура, быть готовым петь и днем и ночью по несколько часов с полной отдачей...
Любите свой голос, заботьтесь о нем, и тогда Вы будете обладателем СОКРОВИЩА, а не помехи...
Чтобы пережить всё вышеперечисленное и стать певцом, необходимо соблюдение жестких правил!!! Следующий пункт поможет всенепременно осознать совместимость человека и вокальной работы!!!
Часть 3. ГИГИЕНТА ГОЛОСА
Это бережное к нему отношение. Ведь голосовые складки это не штанга, не пила и не кувалда... Это ваше драгоценное уникальное тело!!!
Что необходимо делать любому вокалисту:
- беречь голосовые складки от чрезмерной нагрузки (на уроке за этим следит педагог),
дома
- не кричать без дела, не петь на холоде (от +15 градусов и ниже), от +10 градусов носить головной убор и шарф, беречь уши и не студить запястья и щиколотки - носить обувь по погоде и перчатки.
- девушкам и дамам не петь во время критических дней (1-3 день ТАБУ)
- перед началом занятий вокалом вообще посетить фониатра, и выяснить возможности своего аппарата!!! А, если ваш педагог советует сходить к фониатру - выполнить совет!!! Не манкировать... Это его и Ваша обязанность - следить за здоровьем голосового аппарата.
Если врач обнаружит хронический тонзиллит, ларингит, фарингит, острые проявления отита, трахеита, синусита и т.п, мутационный период мальчиков и девочек.
Так вот: СНАЧАЛА УСТРАНИТЬ ПРЕПЯТСТВИЕ, а потом уже рваться в бой! Нельзя же танцевать со сломанной ногой или стрелять из лука со сломанной рукой? Так и здесь.
Прогресс занятий будет только при здоровом ИНСТРУМЕНТЕ - вашем голосовом аппарате.
- Ваш педагог - это Ваш руководитель, он "слышит" Вас и сможет подсказать заранее начать лечение даже на самой начальной стадии простуды. Наш голос на слух дает возможность такой диагностики. Это не чудо - это опыт. Доверяйте своему УЧИТЕЛЮ.
Часть 4. КАК НАЧИНАЮЩЕМУ ПЕВЦУ НЕ НАВРЕДИТЬ СЕБЕ САМОМУ?
- Если у Вас аллергия на все, что есть в воздухе (пыль, табачный дым, сценический дым), надо иметь средства для купирования отеков (вопрос к вашему аллергологу)
- Перед пением не принимать пищу менее, чем за 1,5 часа, не есть семечки, шоколад, орехи и не пить кофе, и обязательно высыпаться!!!
- Исключить табак и алкоголь
- Осторожно с острым и сыпучим (вафли, печенье - можно подавиться, долго кашлять, получить повреждение голосовых складок: ожог желудочным соком, несмыкание голосовых складок)
- Есть мороженое до вокала и НЕ ЕСТЬ ЕГО ПОСЛЕ!!!!
- Приходить на репетицию за 15 минут, чаще всего Ваш педагог будет Вам благодарен за это: Вы успеете отдышаться после бега от метро или стресса за рулем, Вы станете СЛУШАТЕЛЕМ для другого ученика (это очень полезно - для обеих сторон: один учится не бояться публики, другой имеет возможность сравнить свои достижения с достижениями поющего),
- сделать гимнастику по методу Стрельниковой или иной вид дыхательного тренинга, который практикует Ваш педагог, разогреться и активизироваться для работы на уроке.
- стараться НЕ ПЕТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО репертуар, который не подходит по тембру голоса или тесситуре, вашим тембром и вашим прогрессом занимается Ваш педагог, его задача Вас развивать, он сам дает Вам репертуар, который Вас разовьет (на вырост), но и он отвечает за ваше вокальное здоровье.
Не мешайте ему совершенствовать Вас, у него есть опыт в этом, у Вас - готовность доверять и двигаться по пути становления певца. Если Вы будете все время болеть или гостить у фониатра, ваши занятия будут прерваны на неопределенный срок, а это плохо...
- Профессиональный певец обязан распеваться перед всеми концертами, держать голос в тонусе и заниматься с педагогом при разучивании новых песен и при поддержании старых в форме.
А иначе нельзя...
Во всем есть система... Цепь событий разорвана - результат отступает на неопределенный срок!
Пение - это система ограничений и поощрений!
Хочешь петь - соблюдай голосовой режим и гигиену голоса.
Статьи команды "Сонгмейкер - Песни Онлайн" по этой теме: