Является ли задача придумать хук для песни панацеей, чтобы получился хит?

Современные продюсеры нередко оценивают хитовость песни по наличию в тексте хука – крючка. И, безусловно, считают, что без этого хука песни не существует. Такой термин вполне выражает задачу крючка – чтобы песня цепляла.
Историческая справка. Ранее хук назывался шлягфразой или шлягстрочкой. Происходит от английского hook (крючок, например, рыболовный).
Мало того, один коллега-продюсер вообще заявил, что без этого крючка шлягер – всего лишь фоновая музыка! Так что поэт-песенник должен быть по совместительству хукистом-песенником и крючкистом-песенником.

Крючок – как раз то, что цепляет.

По существу, это креативная идея, которая непременно должна присутствовать в тексте: каламбур, авторская реприза, короткая рифмовка, ввернутая фраза из жизни, вычурное словосочетание, желательно, с внутренней рифмой для благозвучия, и так далее.
В предыдущей статье "ПЕСНИ НА ЗАКАЗ: ЧТО В ПЕСНЕ ВАЖНЕЕ, МУЗЫКА ИЛИ СЛОВА?" мы попытались порассуждать, только порассуждать, что в песне важнее, слова или музыка? Если рассматривать крючок как фрагмент текста – то, как минимум по части этого самого хука-крючка, в приоритете, наверное, текст.

Куда же прицепить этот самый крючок?

По структуре песни это может быть ударная часть припева – его первая строчка или, как вариант, результирующая, последняя. Этот фрагмент должен повторяться множество раз, чтобы уж наверняка бить по ушам слушателя, стать, что называется, фокусом песни. Его задача, как уже сказано, зацепить слушателя, повесить фразу на уши, положить на язык, чтобы в повседневной жизни этот кусочек использовался как цитата, поговорка, присказка. Плюс к этой строчке надо приклеить запоминающийся оригинальный мотив, и, при удачном сочетании, получится хит – продукт, который, что называется, будет «хавать пипл».
Не просто же так тратиться столько усилий, чтобы этот продукт сделать, чтобы он прилип к мозгу как репейник! По мнению продюсеров, это своеобразное зомбирование должно приучить слушателей к песне, и заставить его пойти на концерт, платно скачать трек, купить диск (уже практически анахронизм). Так что хук имеет вполне реальную продажную задачу!
Но такое ли уж это безальтернативное средство к популярности медиа-продукта? Действительно ли это дает 100% результат? И много ли мы знаем песен, из тех, что стали песенной классикой, в которых решена эта сверхзадача в поиске той самой, 100% угаданной ключевой фразы, хука, крючка?
Время от времени в наших сетях наша команда «Сонгмейкер – Песни Онлайн» как пищу для размышления выкладывает примеры советской песенной классики – неужели и в них спрятан пресловутый хук, неужели тогдашние авторы заморачивались поиском крючка. Может быть, эти песни писались по иному принципу? Или крючок вставлен так красиво и изящно, что мы все гармонично воспринимаем в целом?

Придумать хук – сколько это стоит для заказчика?

Поди еще угадай ту самую фразу, которая полюбится слушателю, чтобы она, как у классика, строить и жить помогала, и звала, и вела, да еще и всю песню на себе тянула! Кстати говоря, готов ли рядовой массовый звездный заказчик платить за разработку и проработку текста, поиск и вычисление той единственной фразы, которая заставит слушателя слушать новое творение? А как же – хитовая фраза и должна стоить хитовых денег!
Конечно, здоровый креатив, интересный «хук» плюс качественный текст целиком –великолепный и идеальный вариант. А когда все это будет вкупе с интересной мелодией, качественной по всем составляющим аранжировкой, тюнингом, сведением, мастерингом, когда песня отлично исполнена, снята достойно на видео, такому медиа-продукту цены нет – хотя цена, конечно, есть!

Можно ли написать не крючок, а крюк?

Наверное, крючка в песне все же мало? Надо бы, чтобы вся песня была, так сказать, крючищем. Или не надо? Интересно, можно ли вообще написать песню, сплошь состоящую из цепляющих фраз? Да и нужно ли?

Не надо обольщаться. Или так ли все просто?

Рецепта и алгоритма для крючка не существует. Никто и никогда не скажет, какая фраза и в какой момент выстрелит. А бывает, вообще выстреливает вроде бы банальщина. или похабщина. Возможно, в песне важно что-то еще?
Хук запоминается – а все остальное? Во многих песнях даже очень яркий хук – несколько строчек – есть, но остальное теряется. Авторов просто не хватает на весь текст, поэтому он идет как бы вдогонку, в довесок. Или иначе: слушатель вообще, кроме одной-двух строк, ничего не запоминает - о чем вообще была песня? Находка есть – песни нет. Вина авторов? Вина слушателя?
Удачная находка – вещь относительная. Что кажется прикольным автору – далеко не всегда является универсальным приколом для остальных, для других, для массы, для отдельной категории слушателей. А потому – чем оригинальнее и замысловатее фраза, тем больше риска быть не понятым слушателем.
Повторить удачную находку очень трудно, едва ли возможно. Может показаться, что возьмешь аналог, что уже однажды «проканал», сделаешь что-то подобное, и результат в кармане. Может быть, однажды и удастся. А можно экспериментировать, мудрить, конструировать, пытаться найти формулу успеха, но так никогда и не добиться результата
Искусственно вычисленный хук не обязательно будет удачен, а ваши словесные ребусы вряд ли кто будет разгадывать.
Что будет, если все засядут придумывать хуки? Песни превратятся в сверхидеи, пойдет огромный поток информации, но люди просто перестанут слушать весь этот креативный поток!
Яркая придумка должна соответствовать имиджу, образу, исполнению – далеко не всегда даже очень интересный материал соответствует исполнению и виду исполнителя, которые еще шлифовать и шлифовать.
Успеть бы первым! А если опоздал? Может быть так: пока вы работали над материалом записывали песню, вас опередили – идеи просто витают в воздухе! Что-то подобное сверхклассное уже выпустили! Столько ресурсов ушло у вас на запись супер песни – но вы никому не докажете, что придумали все первым!
Мода – дело такое… Сегодня тема модная, а завтра уже нет, сейчас актуальная, но надолго ли? Можно ли выехать на сиюминутной выгоде? Вот-вот!
Работают ли гарантированные варианты – мат, пошлятина, политика, новости? Говорят, для русского, российского слушателя песни с нецензурщиной весьма популярны, поэтому такой медиа-продукт всегда гарантирует успех и, соответтсвенно, высокую продаваемость медиа-продукта. Ну, опять, что уже сделано, вряд ли стоит повторять всем – тогда весь эфир и все медийное пространство превратится в однообразную похабень. Или разнооброазную, не суть. Аналогично и про другое можно сказать, если все забудут доброе, вечное, важное, и превратят песни в новостную и политическую ленту, что мы будем слушать?

Резюме???

Конечно, в песне все должно быть оригинально и интересно, кто же спорит? Но для авторов песен на заказ аксиома такая: ориентироваться надо на заказчика, а не абстрактные советы чужого продюсера, исходить из видения клиента, и стараться облечь пожелания заказчика в продукт. В этом и есть волшебная сила искусства и мастерство композитора и поэта.
Как бы то ни было, важно не переусердствовать, и все-таки найти баланс между словом, текстом, музыкой и стилевым решением, сюда же добавить искренности, чувство меры и вкуса и разума. Вот тогда, возможно, вся песня станет крючком. Даже, если бюджет написания трека и производства экономичный.

Статьи по теме:

ПЕСНИ НА ЗАКАЗ: ЧТО В ПЕСНЕ ВАЖНЕЕ, МУЗЫКА ИЛИ СЛОВА
НАШИ УСЛОВИЯ ПО НАПИСАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЕСЕН И АРАНЖИРОВОК – САМЫЕ ЛУЧШИЕ
АРАНЖИРОВКА – КЛЮЧ К УСПЕХУ ПЕСНИ НА ЗАКАЗ. ПОЧЕМУ В РОССИИ НЕ ПРИНЯТО УКАЗЫВАТЬ АРАНЖИРОВЩИКА КАК СОАВТОРА ПЕСНИ? КАК НАЙТИ КАЧЕСТВЕННОГО И НЕДОРОГО АРАНЖИРОВЩИКА?
СРОЧНОЕ НАПИСАНИЕ ПЕСЕН, АРАНЖИРОВОК, МИНУСОВОК НА ЗАКАЗ
АРАНЖИРОВКИ ПЕСНИ НА ЗАКАЗ – МОДНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ – КАК ЗАКАЗАТЬ МОДНУЮ АРАНЖИРОВКУ
ГДЕ И КАК ПРОДАТЬ ТЕКСТ ДЛЯ ПЕСНИ? КАК ЗАРАБОТАТЬ НА ПРОДАЖЕ ТЕКСТОВ ПЕСЕН? НА КАКИХ САЙТАХ ПОКУПАЮТ ТЕКСТЫ ДЛЯ ПЕСЕН?
КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЗАПИСИ ВОКАЛА ПЕСНИ НА ЗАКАЗ, ПЕСНИ ПОД КЛЮЧ?